Математика
Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления обучающихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки обучающихся.
Важнейшей задачей школьного курса алгебры является развитие логического мышления обучающихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления обучающихся. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание обучающихся.
Изучение алгебры, функций, вероятности и статистики существенно расширяет кругозор обучающихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности обучающихся.
Изучение алгебры позволяет формировать умения и навыки умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры обучающиеся должны научиться излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобрести навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.
Общая характеристика предмета алгебры 7-9 класс
Согласно учебному плану предмету алгебрына этапе основного общего образования отводится не менее 306 часов из расчета 3 часа в неделю.
Содержание курса алгебры в 7-9 классах представлено в виде следующих содержательных разделов: «Алгебра», «Числовые множества», «Функции», «Элементы прикладной математики», «Алгебра в историческом развитии».
Содержание раздела «Алгебра» формирует знания о математическом языке, необходимые для решения математических задач, задач из смежных дисциплин, а также практических задач. Изучение материала способствует формированию у обучающихся математического аппарата решения задач с помощью уравнений, систем уравнений и неравенств.
Материал данного раздела представлен в аспекте, способствующем формированию у обучающихся умения пользоваться алгоритмами. Существенная роль при этом отводится развитию алгоритмического мышления — важной составляющей интеллектуального развития человека.
Содержание раздела «Числовые множества» нацелено на математическое развитие учащихся, формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи. Материал раздела развивает понятие о числе, которое связано с изучением действительных чисел.
Цель содержания раздела «Функции»— получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования процессов и явлений окружающего мира. Соответствующий материал способствует развитию воображения и творческих способностей обучающихся, умению использовать различные языки математики (словесный, символический, графический).
Содержание раздела «Элементы прикладной математики»раскрывает прикладное и практическое значения математики в современном мире. Материал данного раздела способствует формированию умения представлять и анализировать различную информацию, пониманию вероятностного характера реальных зависимостей.
Раздел «Алгебра в историческом развитии»предназначен для формирования представлений о математике как части человеческой культуры, для общего развития школьников, создания культурно-исторической среды обучения.
Описание места предмета алгебры 7-9 класс в учебном плане.
Учебный план основного общего образования в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предусматривает обязательное изучение учебного предмета – Алгебра
Количество часов в неделю | Количество часов в год | |
Алгебра 7 класс | 3 | 102 |
Алгебра 8 класс | 3 | 102 |
Алгебра 9 класс | 3 | 102 |
Аннотация к рабочей программе по алгебре и началам анализа
для 10 класса МБОУ СОШ №34
1. Место предмета в структуре основной образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на учащихся 10 класса и составлена на основе: 1) примерной программы среднего общего образования по математике. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2010. 2) программы «Алгебра и начала математического анализа. 10 класс». Алимов Ш.А. – М.: Просвещение, 2010. Рабочая программа реализуется на уроках алгебры и начал математического анализа в соответствии с учебным планом школы в количестве 68 часов в год, в неделю 2 часа по учебнику: Алгебра и начала математического анализа (базовый и углублённый уровень). 10-11 кл. Алимов Ш.А. и др. - М.: Просвещение, 2017.
2. Цель изучения предмета
üформирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
üразвитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
üовладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
üвоспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
3. Содержание программы.
Действительные числа. Степенная функция. Показательная функция. Логарифмическая функция. Тригонометрические формулы. Тригонометрические уравнения.
4. Основные образовательные технологии.
В процессе изучения предмета используются технологии уровневой дифференциации, проблемного обучения, групповые технологии, ИКТ, классно-урочная система.
5. Требования к результатам освоения программы:
üуметь выполнять арифметические действия; находить значения корня натуральной степени, степени с рациональным показателем, логарифма; пользоваться оценкой и прикидкой при практических расчетах;
üпроводить по известным формулам преобразования выражений;
üвычислять значения числовых и буквенных выражений;
üнаходить значение функции; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для описания с помощью функций зависимостей, интерпретации графиков;
üрешать простейшие иррациональные, показательные, логарифмические, тригонометрические уравнения, системы уравнений.
6. Формы контроля.
Контроль знаний проводится в формепроверочных работ, математических диктантов, тестов, зачётов и др. форм контроля. В течение учебного года программой предусмотрено проведение 6 контрольных работ.
Итоговая аттестация проводится согласно Уставу образовательного учреждения.
7. Учебно- методический комплект по предмету
1. Алимов А.Ш, Колягин Ю.М. и др. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы. Учебник. (базовый уровень). М.: Просвещение, 2015
2. Шабунин М.И. и др. Алгебра и начала математического анализа. Дидактические материалы. 10 класс. (Базовый уровень) М.: Просвещение, 2010
3. Математика. 10-й класс. Тесты для промежуточной аттестации и текущего контроля. Под ред. Лысенко Ф.Ф., Кулабухова С.Ю. Ростов-на-Дону: Легион-М, 2011
Аннотация к рабочей программе по алгебре и началам анализа для 11 класса
МБОУ СОШ №34
Рабочая программа учебного предмета «Алгебра алгебре и началам анализа – 11» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
2. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03. 2004 года № 1089;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014г.N253
"Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
4. Приказ Министерства образования и науки РФот5 июля2017года № 629 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования утвержденных приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253»;
5. Авторская программа ««Программы общеобразовательных учреждений. Алгебра 10–11 классы», составитель Т.А.Бурмистрова; издательство «Просвещение» 2011 год.
Изучение алгебры и начал анализа в 11 классе направлено на достижение следующих целей:
·формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, об идеях и методах математики;
·развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для обучения в высшей школе по соответствующей специальности, в будущей профессиональной деятельности;
·овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углубленной математической подготовки;
· воспитание средствами математики культуры личности: отношения к математике как части общечеловеческой культуры: знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей, понимания значимости математики для общественного прогресса.
Место предмета в учебном плане
«Алгебра и начала анализа» является предметом обязательной части учебного плана предметной области «Математика и информатика». На изучение предмета «Алгебра и начала анализа» в процессе реализации среднего общего образования отводится 136 часов. В 11 классе на изучение предмета выделяется 68 часов (2 часа в неделю, из расчета 34 недели)
Учебно- методический комплект по предмету
«Алгебра и начала анализа 10 – 11 класс», авторы: Алимов Ш. А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В., Фёдорова Н.Е., Шабунин М.И. Издательство «Просвещение», 2011 год.
Алгебра.11 класс. Решение самостоятельных и контрольных работ. К пособию "Дидактические материалы по Алгебре" Ивлев Б.М. и др.
Основные разделы программы
Производная и ее применение Производная. Производная степенной функции. Правила дифференцирования. Производные некоторых элементарных функции. Геометрический смысл производной.
Применение производной к исследованию функций Возрастание и убывание функции. Экстремумы функции. Наибольшие и наименьшие значения функции. Производная второго порядка.
Интеграл Первообразная. Правила нахождения первообразных. Площадь криволинейной трапеции и интеграл. Вычисление интегралов. Применение производной и интеграла к решению практических задач.
Комбинаторика Правило произведения. Перестановки. Размещения без повторений. Сочетания без повторений и бином Ньютона.
Элементы теории вероятностей Вероятность события. Сложение вероятностей. Вероятность произведения независимых событий.
Формы текущего контроля
Преобладающей формой текущего контроля служат:
· письменные опросы:
контрольные, самостоятельные работы, тесты;
· устные опросы: собеседование, зачеты.
Рубежный контроль проводится по окончании изучения каждой темы в форме контрольной работы.
Промежуточная аттестация проводится по окончании изучения курса в виде итоговой контрольной работы.
Годовая отметка по предмету определяется как среднее арифметическое четвертных