21.10.2021
Национальный Антитеррористический Комитет Обеспечение безопасности детей имеет очень важное значение. Главное правило: как можно чаще говорите с детьми, помогайте решать их, даже самые маленькие, по вашему мнению, проблемы. Еще одно важнейшее правило: вы если хотите научить ребенка правилам безопасности, прежде всего, сами выполняйте их. - самым лучшим способом обучения является собственный пример; - обучая ребенка правилам безопасного поведения, ни в коем случае не пытайтесь его запугать; - у каждой школы должен быть собственный паспорт безопасности, согласованный с правоохранительными органами. - в школе необходимо ввести должность замдиректора по безопасности, с которым необходимо постоянно контактировать для обеспечения безопасности в учебном заведении. В экстремальных ситуациях преподавателям необходимо: - ужесточить пропускной режим при входе и въезде на территорию объекта, установить системы сигнализации, аудио- и видеозаписи; - ежедневно обходить территории; - периодически проводить инспекции складских помещений; - тщательно подбирать и проверять кадры; - организовать и проводить совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажи и практические занятия по действиям при чрезвычайных происшествиях; - в случае обнаружения подозрительного предмета незамедлительно сообщите о случившемся в правоохранительные органы по телефонам территориальных подразделений ФСБ и МВД России; - не стараться самостоятельно обезвредить взрывное устройство; - в случае необходимости приступить к эвакуации людей согласно имеющемуся плану. При захвате людей в заложники необходимо: - незамедлительно сообщить о сложившейся ситуации в правоохранительные органы; - не вступать в переговоры с террористами по собственной инициативе; - принять меры к беспрепятственному проходу (проезду) на объект сотрудников правоохранительных органов, МЧС, автомашин скорой медицинской помощи; - по прибытии сотрудников спецподразделений ФСБ и МВД оказать им помощь в получении интересующей их информации; - не допускать действий, которые могут спровоцировать нападающих к применению оружия и привести к человеческим жертвам. Безопасность школы В последнее время озабоченность по поводу безопасности школы серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В школе и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Опыт Екатеринбурга, где в качестве эксперимента в ряде школ была введена должность "заместителя директора по внутренней безопасности" можно оценить только положительно. И это сразу дало положительный эффект - количество правонарушений резко сократилось. В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации 'О безопасности' от 8 октября 1992 года 'Безопасность - состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. К основным объектам безопасности относятся: личность - ее права и свободы; общество - его материальные и духовные ценности; государство - его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность'. Статья 2 того же закона определяет субъектов обеспечения безопасности: ':. граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности, обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством республик в составе Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных округов, принятыми в пределах их компетенции в данной сфере'. Такими нормативными актами, регулирующими введение в штатное расписание школ, участников эксперимента, должности заместителя директора школы по безопасности, могут являться: распоряжение главы Территориального Управления Выборгского административного района, приказ начальника Отдела образования ТУ и приказ директора школы. Необходимость рассматривать подход к решению проблемы безопасности школы как системы адекватного реагирования на комплекс угроз, четко определена в статье 3 Закона: 'Угроза безопасности - совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности'. Ответы на вопросы о том, как должна обеспечиваться комплексная безопасность школ, находятся, прежде всего, в статьях 4 и 9, где говорится, что: во-первых "...безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства..."; во-вторых, основными функциями системы безопасности, создаваемой в школе, а именно: Выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности. Осуществление комплекса мер по предупреждению и нейтрализации выявленных угроз. Создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности. Управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях. Осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации..." Исходя из методологии подхода законодателя к вопросу решения проблем безопасности личности, общества и государства, становится очевидным, что для достижения этих определенных законом целей функционирования комплексной системы безопасности в школе, заместитель директора школы по безопасности должен (с учетом фактического технического состояния школы, условий организации учебного и воспитательного процесса и других особенностей), решить пять главных задач: 1. Своевременно обнаружить угрозы и предупредить о них директора школы и других заинтересованных лиц и организации. Это означает: 1.1. Своевременно обнаружить потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные, природные, и техногенные угрозы безопасности: а) Педагогическому коллективу, обучаемым, родителям учеников, посетителям школы и гражданам, проживающим в микрорайоне школы. б) Финансам собственным, заемным и находящимся на хранении в школе, документальной и компьютерной информации, информации передаваемой по всем средствам связи; в) Недвижимому и движимому имуществу школы и личному имуществу ее сотрудников и посетителям при их нахождении в школе; г) Техническим системам и средствам обеспечения безопасности школы; 1.2. Своевременно проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия, охраняющего школу). 2. Затруднить (сдержать) реализацию возникших угроз. 2.1. Предупредить разрастание угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся, к наиболее важным объектам. Например, при воздействии на школу техногенных угроз их сдерживание позволит увеличить запас времени на эвакуацию людей, ценностей и организацию подготовки к ликвидации угрозы. 3. Ликвидировать, нейтрализовать угрозы. 3.1. Самостоятельно или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охранно-сыскных структур, пожарными и МЧС принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз. 4. Документировать процессы, относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам. Реализация данных задач обуславливает совершенствование системы комплексной безопасности школы и оказания помощи правоохранительным органам при расследовании происшествий. Суммируя сказанное можно предположить, что в качестве одного из рабочих вариантов для обсуждения рабочей группы, может быть предложен следующий вариант квалификационной характеристики заместителя директора школы по безопасности. Квалификационная характеристика заместителя директора школы по безопасности. Основные задачи: 1. Своевременно обнаружить потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные, природные, и техногенные угрозы безопасности: а) Педагогическому коллективу, обучаемым, родителям учеников, посетителям школы и гражданам, проживающим в микрорайоне школы. б) Финансам собственным, заемным и находящимся на хранении в школе, документальной и компьютерной информации, информации передаваемой по всем средствам связи; г) Недвижимому и движимому имуществу школы и личному имуществу ее сотрудников и посетителям при их нахождении в школе; д) Техническим системам и средствам обеспечения безопасности школы; 2. Своевременно проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных РУВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия, охраняющего школу). 3. Предупредить разрастание угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся, к наиболее важным ее объектам. 4. Самостоятельно или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охранно-сыскных структур, пожарными и МЧС принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз. 5. Документировать процессы, относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.